Сергей Осипов
design design

Интерактивность умрет?

Да здравствует интерактивность!!!

[14.11.2002]

Интерактивность - взаимодействие, обратная связь. Способность отдельных предметов вступать с нами в контакт в ответ на наши действия. Мы, дети прогресса, полагаем интернет ярким примером интерактивной среды. От содержания "на заказ", до цвета глаз персонажей сетевых игр - только кликни! Через несколько лет в повседневную жизнь придет интерактивное телевидение - интернет и телевидение "в одном флаконе". (В США, например, AOLTV доступно уже сейчас). Миллионы зрителей будут не только смотреть, но и напрямую участвовать в любимых передачах, общаться между собой, словно находясь в одной огромной виртуальной студии. Рекламные блоки будут вести вас прямо в интернет-магазин, а программу передач можно будет составить по своему вкусу. Очевидно, что главная черта, отличающая этот новый медиаканал - интерактивность, внесенная интернетом. Хочется заглянуть дальше?

 

Говорят, в прошлом отражается будущее. Было ли начало у интерактивности? В каком месте новейшей истории мы пропустили рождение этого явления? Какой предмет был первым наделен этим свойством?!

 

Интерактивные системы ОК! Скажем, 20 лет назад не было интернета, но уже были "умные" машины. Даже обычный калькулятор в руках увлеченного человека интерактивен, он говорит с вами языком цифр. В 80-х, в журналах типа "Техника молодежи" публиковались примитивные программки - числовые игры, которыми можно было "запрограммировать" советский же калькулятор. Компьютеры всегда были интерактивны. Но возможно ли обойтись без них?

Интерактивное телевидение Традиционные радио и телевидение. Можно включить/выключить поток информации. Можно выбрать его, переключая каналы. С виду, никакой интерактивности. А теперь представьте себя за просмотром любимого ток-шоу. Ведущая обращается к зрителям: "Кто сможет назвать следующего участника?!! Позвоните в студию!" И вы, схватив трубку, дозваниваетесь первым, слышите свой голос из динамика телевизора и определяете дальнейший ход ток-шоу своим выбором! Для всех других зрителей в этот момент не происходит ничего особенного, но для вас телевидение стало на мгновение интерактивным! И это делают обыватели всего мира уже полвека безо всяких компьютеров.

Интерактивная инсталляция Когда в историю культуры пришли кинематические скульптуры и инсталляция, критики отказывались воспринимать этот жанр всерьез. "Современные "творцы" зашли слишком далеко, - писал один критик, - теперь нас заставляют самим создавать предмет искусства, пользуясь не более чем сырой заготовкой, подсунутой художником, находить в этом скрытый смысл и делать выводы! В чем же тогда роль этих так называемых художников?" Я приведу пример одной инсталляции. Сумрачная комната с системой зеркал. В зависимости от вашей позы меняется все, что вас окружает. Вы попадаете в некий фантастический мир отраженных отражений. Он чертовски интерактивен - вы с ним взаимодействуете!

Интерактивная литература В 1987 году вышла книга Петера Корнеля "Пути к раю. Комментарии к потерянной рукописи". О нем напишут: "…благодаря этой книге Корнель вошел в узкий круг современных писателей, пользующихся нелинейным письмом (nonlinear narratives) и создающих интерактивную литературу. Ибо что же такое "Пути к раю", как не одно из тех произведений, которые, избавившись от рабства линейности языка, открывают перед читателем возможность самому участвовать в создании определенного текста. Возможность переместить процесс чтения на уровень, где ветвятся наши мысли и наши сны, совершенно нелинейные, в отличие от языка, на котором веками писали классики". Как следует из названия, сам роман будто бы был потерян, но якобы сохранились комментарии автора к утерянной рукописи. Из примерно двух сотен этих отрывочных комментариев и состоит произведение Корнеля. Читатель вынужден у себя в голове сам воссоздавать "утерянный" роман по разномастным заметкам с рисунками.

Интерактивная литература Во времена Хулио Кортасара критики еще не оперировали словом интерактивнось, однако, следует признать, что его "Игра в классики" (1963 г.) ничуть не уступает "Путям к раю" по силе взаимодействия с воображением читателя. Этот роман также состоит из пронумерованных фрагментов, которые, впрочем, можно читать и без соблюдения нумерации. Но самое удивительное - это ГИПЕРТЕКСТ!!! Фрагменты постоянно адресуют вас друг к другу, и полноту авторского замысла можно оценить лишь "перемещаясь" по этим нумерованным "линкам". Эффект тот же: вы и читатель, и писатель этого произведения. Сейчас, конвертированная в настоящий гипертекст (html) "Игра в классики" выглядит чертовски интерактивно! Просто супер! Вот она в электронной библиотеке Мошкова.

 

дизайн веб дизайн
Василий Кандинский

Интерактивная литература Живопись и рисунок всегда опережали время. 20-е годы. Василий Кандинский, основоположник абстракционизма. Нувориши, глядя на его полотна, восклицают: "О, и я так могу!" Покупают дорогостоящие этюдники, краски, мастихины и… не могут. Кандинский - настоящий русский авангардист, профессор Московской Академии Искусств, основатель института Художественной Культуры, не найдя общий язык с советской властью, эмигрировал в Германию, где стал одним из самых ярких преподавателей Баухауза - наиболее известной в мире дизайнерской школы. На его полотнах не изображено ничего и в тоже время на них изображено всё. Рядом с картинами Кандинского каждый получает единственный и уникальный ответ на свой вопрос. Может этот человек является родителем подлинной интерактивности?

Интерактивность Соратник Кандинского, Казимир Малевич (автор небезызвестного "Черного квадрата"), пошел значительно дальше. Он придумал целый мир - свою собственную супрематическую среду, в которой предметы (фигуры) взаимодействуют друг с другом за счет полей влияния. Он назвал атрибуты этой среды: квадрат, круг, треугольник, белый, черный, красный. Малевич мыслил категориями сегодняшних интернет-комьюнити. Он замахнулся на то, чтобы создать супрематическую архитектуру. Само общество должно было измениться! Все в его, Малевича, мире подчинялось законам взаимодействия. Каждый куб интерьера вступал в контакт с человеком, по велению которого образовывал любые формы и приобретал новые качества. Сегодня этот куб - стул, завтра - часть стены или ступень нового супрематического здания. Узнаете признаки интерактивности в виртуальном (несуществующем) мире?

 

Сергей Осипов
design design

Интерактивность "Свет мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи…" - поиски ответа на вопросы о вселенской красоте у сказочного прототипа модного женского интернет-журнала. Реакция, как в поисковой системе, следует незамедлительно. Вы не успеваете проследить, как происходит процесс кастинга всех румяных и белых на свете, и выдается ответ на запрос о той, кто "всех милее". Мозг господина А. С. Пушкина придумал прекрасный интерфейс для интерактивной поисковой системы.

 

дизайн веб дизайн
Мандала - предмет для созерцания

Интерактивность Есть версия, что буддисты создали ментальную интерактивность. Посмотрите на рисунок - это мандала. Ритуальный или магический круг, используемый для созерцания (формулировка из буддистского глоссария). На рисунке мандала из цветного мраморного песка 1,5 х 1,5 м. Юнг интерпретировал мандалу как зримую проекцию психического. Вглядитесь в лабиринты линий, орнаменты, переливы цветов и игру форм этой сложнейшей композиции. Не хотите ли помедитировать? Представляете, какой интерактивной силой обладает этот предмет, "используемый для созерцания"! И эта интерактивность родилась задолго до "нашей эры". Или, например, разные там каменные обсерватории индейцев центральной Америки, где они налаживали контакт с духами, используя "движок" из Солнца, Луны и звезд...

 

Основоположник интерактивности Кортасар, Малевич, Стив Джобс или друиды? Поиск начала интерактивности привел меня к мысли, что речь идет об обычном свойстве природы. Сама природа интерактивна! Человек всегда использовал это свойство в меру своего развития. Постепенно из духовной сферы оно перешло в техническую. В век технологий мы упростили контакт со средой до одного клика. Интерактивность стала проста и понятна, открылись горизонты для ее массового применения. Ожидаемая синергия телевидения и интернета катализирует массовый спрос на интерактивность. Любая вещь, изображение или звук стремится к обладанию этим свойством! Сегодняшние веб-дизайнеры станут интерактивными дизайнерами. Мы вступаем в золотой век интерактивности!

 

Осоводство
вебдизайнеру вебдизайнеру

Искусственный интеллект Однако расцвет продлится не долго. Отдавая дань техническому прогрессу, мы разучились отвечать на улыбку Джоконды. Мы не чувствуем обратной связи от японской танки - ведь там нет кнопок и ссылок. В погоне за техническим совершенством, человек создал искусственный интеллект, который со временем будет во всем, что нас окружает. Электронный разум будет за нас коммуницировать с предметами и средой, а мы - только с ним. Пропадет суть интерактивности. Золотой век станет закатом столь удивительного явления. Но это уж в слишком дальней проекции, а пока - да здравствует интерактивность!