Ос
Патентовед отрубит все три пальца, которыми ты пользуешь свою мышь!

За что дизайнерам отрубают руки [03.06.2000]
Что мы здесь найдем?

Этапы разработки - делаем не просто, а просто грамотно.

Советы - лично от меня, проверено временем!

Выдержки из Закона о товарных знаках - за что патентовед отрубит тебе руки. Ногами рисовать не удобно, поэтому читай.

 

Этапы разработки товарного знака. Если дизайн сайта или плаката дело вкуса, то к знаку обслуживания, логотипу предъявляют серьезнейшие требования, особенно если доходит до патентной регистрации.

Любое молодое предприятие (проект) мечтает о росте и, часто успешно. Сегодня они тебе говорят: - Парень, сделай нам значок попроще-подешевле! Завтра они дают рекламу на TV, а послезавтра, когда значок превратился в узнаваемую марку, пытаются его патентно защитить и... До-сви-да-ни-я!

Ладно, займемся делом. Есть заказчик, и ты твердо решил что-нибудь разработать. Какие вопросы надо ему задать? Какие этапы пройти? По порядку:

Разработка товарного знака Определение круга товаров, которые будут маркироваться разрабатываемым знаком, возможно, позволит решить сразу нужна эмблема или логотип. Также важно, каким способом и на что будет наноситься изображение знака. Есть разница между металлическим логотипом Panasonic и пивной этикеткой?

Разработка товарного знака Знакомство с историей, традициями, и, конечно, профилем предприятия.

Определение потребителя. Детям - детство, больным - врача, тебе халявный логин ;) и т.п.

Для экспортного товара важно, чтобы знак не выглядел нелепо в той стране, где будет продаваться. Говорят Nike по китайски звучит непристойным словом... Удачно использовать интернациональные символы. Будь осторожен с религиозными эмблемами.

Количество знаков? Традиционно это один (название предприятия), но крупные производители регистрируют также и названия товаров: Intel (производитель), Intel Pentium III (товар), MMX (технология) и т.п.

Разработка логотипа И только узнав все это, ты приступаешь к самой разработке вариантов знака (логотипа). Помимо пожеланий заказчика, не забывай о пожеланиях государства к регистрации. Мы, в Ред График, обычно готовим 5-7 разноплановых проектов знака в цвете. Советуемся между собой, потом с патентоведом, а уж после этого с заказчиком. И это тот случай, когда клиент не обижается, что о нем вспомнили в последнюю очередь.

Заключительный этап - "предварительная проверка на новизну". Она так реально называется. Зарегистрированные в республике знаки находятся в "Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РБ". Я рекомендовал бы сходить в библиотеку и поднабраться опыта, а заодно убедиться, что данная разработка не является подсознательной копией уже существующего знака. Нужно понимать, что опытный дизайнер (в отличие от энтузиаста-самоучки) уже имеет громадный багаж невоплощенных идей. Каждый, даже вскользь увиденный, графический элемент откладывается в памяти и с годами... Как профессиональная болезнь. Кстати, дизайнеры легко отличают по памяти более тысячи цветов и оттенков в каталоге Pantone. Если ты только ступил на стезю разработчика, то через несколько лет тебя ждет то же самое.

Таким образом, перед началом работ надо дать себе четкий ответ на вышеперечисленные вопросы. Если бы речь шла о разработке логотипа для Ред График, то ответ звучал бы так: "Название англоязычное, подчеркивает профиль, интернациональное. Может писаться на двух языках без ущерба смыслу. Существует сокращенное "RG" и дружеское "Красные Графики", оба варианта не достаточно значимы для учета в разработке. Особенностей географического положения нет. Профиль предприятия: Художественное конструирование, участие в творческих проектах, одним словом, услуги, требующие персонального подхода и, в тоже время, рассчитанные на широкий круг потребления. Перспектива использования знака: только на собственной рекламной и канцелярской продукции. Цветовая гамма определяется легко. Например, такие варианты: 1. Красный + черный (red & graphic black). 2. Палитра из 4-7 цветов в случаях, когда нет ограничений красочности. Имея подобный список ответов значительно легче разрабатывать знак.

 

Ос

Откуда уверенность, что эти советы реально работают? Всю свою жизнь (29 лет) я зарабатывал на хлеб только дизайном, пройдя путь от художника в Парке Горького (параллельно с учебой в институте) до арт-директора одной из ведущих белорусских дизайн-студий. За это время мы разработали более полсотни серьезных корпоративных знаков и несколько сотен не очень серьезных эмблем и элементов фирменного стиля. Кое-что можно увидеть в сети в Портфолио Ред График. Но, конечно, следовать моим советам или нет - решай сам!

 

Советы начинающему разработчику. Не начинай свою карьеру с разработки собственного стиля. Лучше это будет сделать (или не делать вовсе) после выполнения парочки работ для других. Обязательно почитай ниже в Законе чего делать не надо. Не стоит обижаться на заказчиков - они редко соглашаются с мнением дизайнера и, зачастую, лучшие работы остаются "на полке". Дизайнер - ремесленник, которому платят деньги за конкретные заказы. Вольные художники это не мы. Однако учись отстаивать свое мнение, мягко(!) убеждать заказчика, подводить его к правильному выбору. Так приобретается хорошее Портфолио и уважение соратников.

Признаться, я посмеиваюсь над дизайнерами, которые стыдятся своих работ. Говорят: - Я конечно сделал этот знак в три раза круче, но дубовый заказчик выбрал самый плохой вариант!.. Зачем ты показал ему плохой эскиз?!! Значит такой ты дизайнер, как твои варианты!

 

Закон РБ о товарных знаках и знаках обслуживания. Несколько наиболее интересных пунктов для начинающего разработчика.

Товарный знак и знак обслуживания Раздел 1. Товарный знак и знак обслуживания, их правовая охрана.

Статья 1. Товарный знак и знак обслуживания. Товарный знак и знак обслуживания (в дальнейшем - товарный знак) - это обозначения, способствующие соответственно отличию товаров и услуг одних юридических лиц или граждан от однородных товаров и услуг (в дальнейшем - товары) других юридических лиц или граждан. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании. Статья 2. Правовая охрана товарного знака. Правовая охрана товарного знака в Республике Беларусь осуществляется на основании его регистрации в Государственном патентном ведомстве Республики Беларусь при Совете Министров Республики Беларусь (в дальнейшем - Патентное ведомство) в порядке, установленном настоящим Законом, или в силу международных договоров Республики Беларусь. Товарный знак может быть зарегистрирован на имя юридического лица, а также гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Право на товарный знак охраняется государством и удостоверяется свидетельством. Свидетельство на товарный знак удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве, и содержит изображение товарного знака. Статья 3. Абсолютные основания для отказа в регистрации. Не допускается регистрация товарных знаков, состоящих только из обозначений: не имеющих признаков различия; представляющих собой государственные гербы, флаги и эмблемы, официальные названия государств, флаги, эмблемы и сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций, официальные контрольные, гарантийные и пробирные клейма, награды и другие знаки отличия; вошедших во всеобщее употребление как обозначения товаров определенного вида; являющихся общепринятыми символами и терминами; указывающих на вид, качество, количество, свойства, назначение, ценность товаров, а также на место и время их производства или сбыта. Такие обозначения могут быть включены как неохраняемые элементы в товарный знак, если на это имеется согласие соответствующего компетентного органа или их владельца. Не допускается регистрация товарных знаков или их элементов обозначений: являющихся ложными или способными ввести в заблуждение потребителя относительно товара или его изготовителя; противоречащих по своему содержанию общественным интересам, принципам гуманности и морали. Статья 4. Иные основания для отказа в регистрации. Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до их смещения: с товарными знаками, ранее зарегистрированными или заявленными на регистрацию в Республике Беларусь на имя другого лица в отношении однородных товаров; с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Республике Беларусь на основе международных соглашений; с фирменными наименованиями (или их частью), принадлежащими другим лицам, получившим право на эти наименования ранее поступления заявки на товарный знак в отношении однородных товаров; с наименованиями мест происхождения товаров, охраняемыми в Республике Беларусь, кроме случаев, когда они включены как неохраняемый элемент в товарный знак, регистрируемый на имя лица, имеющего право на использование такого наименования. Не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения, воспроизводящие: промышленные образцы, права на которые принадлежат в Республике Беларусь другим лицам; названия известных в Республике Беларусь произведений науки, литературы и искусства или цитаты из них, произведения искусства или их фрагменты без согласия обладателя авторского права или соответствующего компетентного органа; фамилии, имена, псевдонимы и производные от них, портреты и факсимиле известных лиц без согласия таких лиц, их наследников или соответствующего компетентного органа. Статья 5. Исключительное право на товарный знак. Владелец товарного знака имеет исключительное право использовать товарный знак, распоряжаться им, а также право запрещать использование товарного знака другими лицами. Никто не может использовать охраняемый в Республике Беларусь товарный знак, на который выдано свидетельство, без разрешения его владельца. Нарушением прав владельца товарного знака признается несанкционированное осуществление действий, предусмотренных статьей 22 настоящего Закона, а также ввоз, предложение к продаже, продажа и иное введение в хозяйственный оборот товара, обозначенного охраняемым в Республике Беларусь товарным знаком.

Регистрация товарного знака Раздел 2. Регистрация товарного знака. Статья 12. Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания Республики Беларусь. Патентное ведомство производит регистрацию товарных знаков в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Республики Беларусь (в дальнейшем - Реестр товарных знаков). В Реестр товарных знаков вносятся: изображение товарного знака, сведения о его владельце, дата приоритета товарного знака, дата его регистрации, перечень товаров и услуг, для которых зарегистрирован товарный знак. В Реестр товарных знаков вносятся и другие сведения, относящиеся к регистрации товарного знака, продлению срока ее действия и аннулированию регистрации, а также все последующие изменения этих сведений. По ходатайству заинтересованного лица Патентное ведомство может предоставить выписку из Реестра товарных знаков. Статья 13. Выдача свидетельства на товарный знак. Выдача свидетельства на товарный знак производится патентным ведомством на основании регистрации товарного знака в Реестре товарных знаков в месячный срок после получения документа об уплате установленной пошлины. Статья 14. Срок действия регистрации. Регистрация товарного знака действует в течение десяти лет с даты поступления заявки в Патентное ведомство. Срок действия регистрации товарного знака может быть продлен по заявлению владельца, поданному в течение последнего года ее действия, каждый раз на десять лет. По ходатайству владельца для продления срока действия регистрации товарного знака ему может быть предоставлен шестимесячный срок после истечения срока действия регистрации при условии уплаты дополнительной пошлины. Запись о продлении срока действия регистрации товарного знака вносится в Реестр товарных знаков и свидетельство на товарный знак.

Зарегистрированный товарный знак Раздел 4. Использование товарного знака. Статья 22. Использование товарного знака и последствия его неиспользования. Использованием товарного знака считается применение его на товарах, для которых товарный знак зарегистрирован, или их упаковке владельцем товарного знака или лицом, которому такое право предоставлено на основе лицензионного договора в соответствии со статьей 27 настоящего Закона. Использованием может быть признано также применение товарного знака в рекламе, печатных изданиях, на вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках, проводимых в Республике Беларусь, при наличии уважительных причин неиспользования товарного знака на товарах или их упаковке. По заявлению заинтересованного юридического лица или гражданина о неиспользовании товарного знака непрерывно в течение пяти лет с даты регистрации или пяти лет, предшествующих подаче такого заявления, решением Патентного суда действие регистрации товарного знака может быть досрочно прекращено полностью или частично. При решении вопроса о досрочном прекращении действия регистрации товарного знака в связи с его неиспользованием могут быть приняты во внимание представленные владельцем товарного знака доказательства того, что товарный знак не использовался по не зависящим от него обстоятельствам. Статья 23. Предупредительная маркировка. Владелец товарного знака может проставлять рядом с товарным знаком предупредительную маркировку, указывающую на то, что применяемое обозначение является товарным знаком, зарегистрированным в Республике Беларусь.

Как уже отмечалось, данный закон приводится не полностью (из экономии твоего здоровья), но, на мой взгляд дает представление о требованиях государства к разработке знака. Сам процесс регистрации требует профессиональных знаний и терпения. Мы, в Ред График, обычно доверяем регистрацию патентоведу Васильевой Нине Михайловне, которую я искренне благодарю за помощь в подготовке данного материала.